
ПРАВИЛА
предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание государственной поддержки ветеранам и участникам специальной военной операции, связанной с началом осуществления ими предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание государственной поддержки ветеранам и участникам специальной военной операции, связанной с началом осуществления ими предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, направленных на увеличение производства сельскохозяйственной продукции, путем предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - субсидии).
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"грант "Агромотиватор" - средства, перечисляемые из бюджета субъекта Российской Федерации грантополучателю для финансового обеспечения его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, связанных с реализацией проекта создания и (или) развития хозяйства, направленного на организацию и (или) увеличение производства сельскохозяйственной продукции, представляемого заявителем в региональную комиссию по отбору проектов;
"грантополучатель" - заявитель, отобранный региональной комиссией по отбору проектов для предоставления гранта "Агромотиватор", зарегистрированный в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального предпринимателя, являющегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства, в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
"заявитель" - гражданин Российской Федерации из числа ветеранов боевых действий, осуществлявших выполнение задач в ходе специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины с 24 февраля 2022 г., на территориях Запорожской области и Херсонской области - с 30 сентября 2022 г., уволенный с военной службы (службы, работы), а также принимавший в соответствии с решениями органов публичной власти Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики участие в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики начиная с 11 мая 2014 г., зарегистрированный в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального предпринимателя, являющегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства на сельской территории или на территории сельской агломерации субъекта Российской Федерации, который обязуется осуществлять деятельность на сельской территории или на территории сельской агломерации в течение не менее чем 3 лет со дня получения средств и достигнуть показателей деятельности, предусмотренных проектом. Заявители, осуществляющие деятельность в субъектах Российской Федерации, относящихся к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 г. № 1946 "Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР", в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, могут быть зарегистрированы на территориях городов и поселков городского типа с численностью населения не более 100 тыс. человек.
К понятию "заявитель" также относится гражданин Российской Федерации, обязующийся в срок, не превышающий 30 календарных дней с даты принятия решения региональной комиссии по отбору проектов о предоставлении ему гранта "Агромотиватор", осуществить государственную регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства или зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, являющегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства, которые отвечают условиям, предусмотренным абзацем четвертым настоящего пункта, в органах Федеральной налоговой службы;
"плановые показатели деятельности" - производственные и экономические показатели, предусмотренные проектом. В состав плановых показателей деятельности включаются в том числе количество принятых новых постоянных работников, сведения о которых подтверждаются справкой налогового органа, и объем производства и реализации сельскохозяйственной продукции, выраженный в натуральных и денежных показателях;
"проект" - документ (бизнес-план), составленный по форме, определяемой исполнительным органом субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), в который включаются в том числе направления расходования гранта "Агромотиватор", обязательство по принятию в срок, определяемый высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом, но не позднее срока использования гранта "Агромотиватор", не менее одного нового постоянного работника, а также обязательство по сохранению созданных новых постоянных рабочих мест в течение 3 лет с даты получения гранта "Агромотиватор" и по достижению плановых показателей деятельности, предусмотренных соглашением о предоставлении средств, заключаемым между грантополучателем и уполномоченным органом;
"региональная комиссия по отбору проектов" - комиссия, создаваемая высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом, не менее 50 процентов членов которой составляют члены, не являющиеся государственными или муниципальными служащими, осуществляющая отбор заявителей для предоставления им гранта "Агромотиватор", в том числе в форме очного собеседования и (или) видео-конференц-связи;
"сельские агломерации" - примыкающие друг к другу сельские территории и (или) граничащие с сельскими территориями поселки городского типа и (или) малые города. Численность населения, постоянно проживающего на территории каждого населенного пункта, входящего в состав сельской агломерации, не может превышать 30 тыс. человек. Под примыкающими друг к другу сельскими территориями понимаются сельские территории, имеющие смежные границы муниципальных образований. Перечень сельских агломераций на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом. В указанное понятие не входят внутригородские муниципальные образования гг. Москвы и Санкт-Петербурга;
"сельские территории" - сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации), сельские населенные пункты, входящие в состав внутригородских муниципальных образований г. Севастополя, рабочие поселки, наделенные статусом городских поселений, рабочие поселки, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации). Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом. В указанное понятие не входят внутригородские муниципальные образования гг. Москвы и Санкт-Петербурга.
3. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидий на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
4. Для грантополучателей, использующих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, финансовое обеспечение (возмещение) части их затрат осуществляется исходя из суммы расходов на приобретение товаров (работ, услуг), включая сумму налога на добавленную стоимость.
5. Грант "Агромотиватор" предоставляется грантополучателю на реализацию проекта:
а) по разведению крупного рогатого скота мясного или молочного направления продуктивности - в размере, не превышающем 7 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат;
б) по иным направлениям - в размере, не превышающем 5 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат.
6. Грант "Агромотиватор" предоставляется грантополучателю с учетом следующих условий:
а) грант "Агромотиватор" предоставляется однократно на основании решения региональной комиссии по отбору проектов по результатам конкурсного отбора заявителей;
б) максимальный размер гранта "Агромотиватор" утверждается уполномоченным органом. В случае если уполномоченный орган утверждает максимальный размер гранта "Агромотиватор" в размере, превышающем размер, указанный в пункте 5 настоящих Правил, расходные обязательства субъекта Российской Федерации по выплате такого гранта в сумме, превышающей указанный размер, из федерального бюджета не софинансируются;
в) размер гранта "Агромотиватор", предоставляемого конкретному грантополучателю, определяется решением региональной комиссии по отбору проектов с учетом размера собственных средств грантополучателя, направляемых на реализацию проекта;
г) перечень затрат, финансовое обеспечение которых допускается осуществлять за счет гранта "Агромотиватор", определяется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
д) финансовое обеспечение затрат грантополучателя, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, за счет иных направлений государственной поддержки не допускается;
е) реализация, передача в аренду, залог и (или) отчуждение имущества, приобретенного с использованием гранта "Агромотиватор", допускаются только при согласовании с уполномоченным органом, а также при условии неухудшения плановых показателей деятельности, предусмотренных проектом и соглашением о предоставлении средств, заключаемым между грантополучателем и уполномоченным органом;
ж) приобретение имущества, ранее приобретенного с использованием средств государственной поддержки, за счет гранта "Агромотиватор" не допускается;
з) срок использования гранта "Агромотиватор" составляет не более 18 месяцев со дня его получения. В случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих использованию гранта "Агромотиватор" в установленный срок, продление срока использования гранта "Агромотиватор" осуществляется по решению уполномоченного органа, но не более чем на 6 месяцев, в установленном уполномоченным органом порядке. Основанием для принятия уполномоченным органом решения о продлении срока использования гранта "Агромотиватор" является документальное подтверждение грантополучателем наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих использованию средств гранта в установленный срок. В субъектах Российской Федерации, пострадавших в результате обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины и (или) террористических актов, срок использования гранта "Агромотиватор" составляет не более 30 месяцев со дня его получения;
и) на дату, определяемую уполномоченным органом, у заявителя должны отсутствовать неисполненные обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в сумме, превышающей 10 тыс. рублей;
к) случаи, в которых допускается внесение изменений в проект, методика оценки достижения грантополучателем плановых показателей деятельности, а также меры ответственности за недостижение плановых показателей деятельности определяются уполномоченным органом. В случае недостижения плановых показателей деятельности грантополучатель обязуется представить до 1 апреля года, следующего за годом, в котором показатель деятельности не был исполнен, письменное обоснование недостижения плановых показателей деятельности. В случае принятия уполномоченным органом решения о необходимости внесения изменений в проект и соглашение о предоставлении средств, заключенное между грантополучателем и уполномоченным органом, глава крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуальный предприниматель, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, представляет актуализированный проект в уполномоченный орган в срок, не превышающий 45 календарных дней со дня получения соответствующего решения;
л) грантополучатели не должны являться получателями средств финансовой поддержки (за исключением социальных выплат и выплат на организацию начального этапа предпринимательской деятельности, субсидий, предоставляемых гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства, в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"), субсидий или грантов, а также гранта на поддержку начинающего фермера и гранта "Агростартап" в рамках указанной Государственной программы;
м) грант "Агромотиватор" предоставляется при условии документального подтверждения права собственности и (или) иных прав заявителя на срок не менее 3 лет на земельный участок (земельные участки), на котором осуществляется или планируется осуществлять сельскохозяйственное производство;
н) допускается смена индивидуального предпринимателя, являющегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства и грантополучателем, в процессе реализации проекта в соответствии со статьей 18 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
о) грант "Агромотиватор" предоставляется за счет средств бюджета того субъекта Российской Федерации, на сельской территории или территории сельской агломерации которого зарегистрирован и осуществляет деятельность грантополучатель;
п) размер гранта "Агромотиватор" не может быть менее 3 млн. рублей. В случае если заявителем на рассмотрение региональной комиссии по отбору проектов представлен проект, где в стоимость проекта включена сумма гранта менее 3 млн. рублей, проект региональной комиссией по отбору проектов не рассматривается.
7. В случае призыва грантополучателя на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации или введения в субъекте Российской Федерации среднего уровня реагирования в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 757 "О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756" (далее соответственно - призыв на военную службу, средний уровень реагирования) уполномоченный орган принимает одно из следующих решений:
признание проекта завершенным, в случае если грант "Агромотиватор" использован в полном объеме, а в отношении грантополучателя в связи с призывом на военную службу осуществлена государственная регистрация прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или государственная регистрация прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом грантополучатель освобождается от ответственности за недостижение плановых показателей деятельности;
обеспечение возврата средств гранта "Агромотиватор" в бюджет субъекта Российской Федерации, из которого были перечислены средства гранта "Агромотиватор", в объеме неиспользованных средств гранта "Агромотиватор", в случае если средства гранта "Агромотиватор" не использованы или использованы не в полном объеме, а в отношении грантополучателя в связи с призывом на военную службу осуществлена государственная регистрация прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или государственная регистрация прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом проект признается завершенным, а грантополучатель освобождается от ответственности за недостижение плановых показателей деятельности.
Указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта решения принимаются уполномоченным органом по заявлению грантополучателя при представлении им документа, подтверждающего призыв на военную службу, или по заявлению грантополучателя при введении в субъекте Российской Федерации среднего уровня реагирования в порядке, установленном уполномоченным органом.
8. В процессе реализации проекта создания и (или) развития хозяйства допускается смена главы крестьянского (фермерского) хозяйства, являющегося грантополучателем, по решению членов данного крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" или в случае призыва грантополучателя на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, что не влечет изменения (прекращения) статуса крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве грантополучателя. При этом уполномоченный орган осуществляет замену главы такого крестьянского (фермерского) хозяйства в соглашении о предоставлении средств, заключенном между уполномоченным органом и грантополучателем, а новый глава крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляет дальнейшую реализацию проекта в соответствии с указанным соглашением.
Получатели гранта "Агромотиватор", пострадавшие в результате обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины и (или) террористических актов, освобождаются от ответственности за недостижение плановых показателей деятельности в порядке, определяемом уполномоченным органом, при условии документального подтверждения факта причинения ущерба имуществу, которое используется для производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки сельскохозяйственной продукции, в результате обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины и (или) террористических актов.
9. Субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:
а) наличие правовых актов субъекта Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий (результатов), при реализации которых возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения;
в) заключение между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (далее - соглашение о предоставлении субсидии) в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила формирования субсидий).
10. Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии является наличие перечня потенциальных участников конкурсного отбора, формируемого уполномоченным органом в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. Указанный перечень участников направляется уполномоченным органом в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации до 1 августа года, предшествующего году предоставления субсидии.
11. Субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, подготавливаемого (формируемого) с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
12. Размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации , определяется по формуле:
,
где:
W - общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год (тыс. рублей);
- планируемое количество грантополучателей в i-м субъекте Российской Федерации, определяемое на основании данных уполномоченного органа;
- предельный уровень софинансирования расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год (в процентах), определяемый в соответствии с пунктом 13 Правил формирования субсидий;
n - количество субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации мероприятий, указанных в пункте 5 настоящих Правил.
Минимальный размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации на предоставление грантов "Агромотиватор", должен соответствовать минимальному размеру гранта "Агромотиватор", указанному в подпункте "п" пункта 6 настоящих Правил.
13. В случае выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета в текущем финансовом году на предоставление субсидии на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, их распределение осуществляется между бюджетами субъектов Российской Федерации, имеющих дополнительную потребность в субсидии, пропорционально удельному весу дополнительной потребности субъекта Российской Федерации в субсидии на указанные цели в общем объеме дополнительной потребности субъектов Российской Федерации в субсидиях на указанные цели в случаях и порядке, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации.
Информация о дополнительной потребности в субсидии формируется на основании письменных обращений уполномоченных органов в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Объем предоставляемой в соответствии с абзацем первым настоящего пункта бюджету субъекта Российской Федерации субсидии не может быть более заявленной субъектом Российской Федерации дополнительной потребности в такой субсидии.
14. В случае отсутствия у субъектов Российской Федерации в текущем финансовом году потребности в субсидии невостребованные бюджетные ассигнования на предоставление субсидии перераспределяются пропорционально между субъектами Российской Федерации, имеющими право на получение субсидий в соответствии с настоящими Правилами, на основании письменных обращений уполномоченных органов, представленных в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации до 1 сентября текущего финансового года.
15. Перечисление субсидии осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства, по форме и в срок, которые предусмотрены соглашением о предоставлении субсидии.
16. Уполномоченный орган представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации следующие документы:
а) выписка из закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации), подтверждающая наличие в бюджете субъекта Российской Федерации утвержденных бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение указанных в пункте 1 настоящих Правил расходных обязательств субъекта Российской Федерации, - в срок, устанавливаемый Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
б) документ, содержащий информацию об использовании средств бюджетов субъектов Российской Федерации, которым предоставляются субсидии, с приложением перечня получателей средств - по форме и в срок, которые устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
в) отчет о финансово-экономическом состоянии получателей средств - по форме и в срок, которые устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
17. Уполномоченные органы размещают в сроки, установленные соглашением о предоставлении субсидии, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчетность о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и о достижении значения результата использования субсидии.
18. Для оценки эффективности использования субсидии применяется следующий результат использования субсидии - обеспечена реализация проектов участниками и ветеранами специальной военной операции, обеспечивающих увеличение производства и реализации сельскохозяйственной продукции (единиц).
19. Оценка эффективности использования субсидии по результату использования субсидии, предусмотренному пунктом 18 настоящих Правил, осуществляется на основании отчета об эффективности использования субсидии по форме и в срок, которые устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
20. В случае если при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период субъектом Российской Федерации до 10 августа текущего финансового года представлено в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обращение, содержащее информацию об отсутствии частичной или полной потребности в субсидии, невостребованная субсидия распределяется между бюджетами других субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий в соответствии с настоящими Правилами, в случаях и порядке, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации.
21. В случае нарушения целей, установленных при предоставлении субсидии, применяются бюджетные меры принуждения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Основания и порядок применения мер финансовой ответственности к субъекту Российской Федерации в случае невыполнения им условий, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, в том числе обязательств, касающихся достижения значений результата использования субсидии, а также основания для освобождения субъектов Российской Федерации от применения мер ответственности за нарушение указанных обязательств установлены пунктами 16 - 18 и 20 Правил формирования субсидий.
22. Ответственность за достоверность представляемых в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации сведений и соблюдение условий, предусмотренных настоящими Правилами и соглашением о предоставлении субсидии, возлагается на уполномоченный орган.
23. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля.